Кратко о КПТ и когнитивной модели.

Если научиться мыслить иначе, то другими будут и эмоции, и поведение, и вы сами, и ваша жизнь.
В основе КПТ лежит теоретический посыл, согласно которому эмоции и поведение являются результатом мыслей человека, его интерпретации реальности.
Мысли и представления человека определяются его убеждениями - о себе, о мире, о людях - сформированными в результате прошлого опыта.
На интерпретацию реальности влияют когнитивные искажения и ошибки.
Основная цель КПТ — решение актуальных проблем клиентов за счёт изменения дисфункционального мышления и поведения.
Рассмотрим на примере такое дисфункциональное, то есть неадаптивное мышление и поведение. Допустим, некий человек как-то утром приходит на работу. Он проходит мимо своих коллег, здоровается с ними, они здороваются в ответ, он идет дальше, а когда они остаются позади, он слышит, как они смеются. Человек чувствует как становится жарко щекам, потеют ладони, он ускоряет шаг и испытывает желание исчезнуть. Спустя некоторое время у него начинает сильно болеть голова, он чувствует сильную слабость и не может работать. Что же произошло? Когда коллеги засмеялись, он подумал: "Это надо мной", а еще: "Со мной что-то не так", и еще: "Я неудачник" и эти автоматические мысли вызвали у него эмоции страха и стыда, проявившееся в теле ощущением жара в щеках, а так же поведенческую реакцию - он ускорил шаг, чтобы быстрей "исчезнуть". Неотреагированные эмоции страха и стыда, а так же продолжающиеся мысли о собственной неполноценности, привели в итоге к головной боли, сильной слабости и потере рабочей эффективности.
Проанализируем ситуацию в контексте КПТ. Мысль "Они смеются надо мной" - не соответствует реальности, а является когнитивным искажением, которое называется "Персонализация" - отношение индивида к внешним событиям, как имеющим к нему отношение, когда этого нет на самом деле. По факту, объективно - неизвестно, почему они смеялись, но когнитивное искажение отобразило реальность так, как будто они смеются над ним. Как кривое зеркало. Мысли "Со мной что-то не так" и "Я - неудачник" так же дисфункциональны, они определяются глубинным убеждением о собственной непривлекательности - «Я не интересен, не привлекателен» - нереалистичным, дисфункциональным убеждением, которое даже не осознается, но управляет человеком, каждый раз, когда возникают ситуации с триггером (стимулом), запускающим эту когнитивно-поведенческую схему.
Глубинное убеждение на то и глубинное, что его просто так не обнаружить, оно формируется очень рано, в детском возрасте, обрастает психологическими защитами и, даже обнаружив, его бывает очень сложно изменить на более реалистичное. Сложно, но можно. Изменение дисфункциональных, неадаптивных (не соответствующих реальности) глубинных убеждений на более адаптивные - стратегическая цель КПТ.
Глубинные убеждения бывают не только негативными и неадаптивными, есть позитивные и адаптивные, но в определенных ситуациях - триггерных, когда что-то в реальности совпадает (резонирует) с чем-то из прошлого опыта («дежа вю»), человек и с позитивным убеждением может неадаптивно - автоматически отреагировать так же, как реагировал в прошлом. Так устроен мозг, он «выбирает» то, что проще и менее энергозатратно - привычные схемы, или шаблоны, в этом выборе нет злого умысла, а есть биологический смысл обеспечить выживание. Например, тот же некий человек из примера выше, имеет глубинное убеждение «Я интересный и привлекательный». Он приходит на работу, проходит мимо своих коллег, здоровается с ними, они здороваются в ответ, он идет дальше, а когда они остаются позади, он слышит, как они смеются. Человеку с убеждением о своей привлекательности не придет в голову, что они смеются над ним, но может придти мысль, что они говорят о чем-то интересном и ему захочется вернуться, чтобы узнать подробности. Допустим, он возвращается и спрашивает у них, что их так развеселило. Коллеги же, на самом деле, смеялись над ним и их смущение от его присутствия и вопроса выдало их. Человек это понял, почувствовал как становится жарко щекам, учащается дыхание, пульсирует в висках, он сжимает кулаки и говорит коллегам что-то угрожающее, используя повышенный тон. Коллеги в ответ уже открыто смеются над ним. Все заканчивается дракой и битьем офисной посуды. Это неадаптивная реакция, хотя глубинное убеждение позитивное. Человек так защищал свои личные границы, будучи уверен в своей значимости и привлекательности. Именно поэтому он почувствовал сильный гнев, но выразил его агрессивно. В этом случае работа в подходе КПТ будет так же с мыслями, но больше с эмоциями и способами их регуляции, а так же с поведением, поскольку драка с коллегами была вызвана активацией схемы, сформированной в детстве, когда одноклассники дразнили мальчика из-за того, что он не курил за углом школы вместе с ними, а писал в стенгазете заметки о вреде курения. Он тогда знал, что с ним все нормально, что то, что он делает - хорошо и полезно, чувствовал себя значимым человеком, и когда одноклассники «посягали» на его убеждение о себе, защищал его и мог даже подраться с ними. Сейчас же, когда он взрослый, эта схема не помогает в жизни, а создает проблемы. Конфликт с дракой на работе - проблема. Если человек решит для себя, что хочет научиться реагировать по-другому, то работа в подходе КПТ для него будет лучшим вариантом.
Чтобы показать как выглядит адаптивная когнитивно-поведенческая схема, предлагаю проиграть эту же ситуацию еще раз. Человек с позитивным, адаптивным глубинным убеждением о своей привлекательности и с адаптивным же привычным способом реагирования приходит утором на работу. Он проходит мимо своих коллег, здоровается с ними, они здороваются в ответ, он идет дальше, а когда они остаются позади, он слышит, как они смеются. Человек думает: «Там что-то интересное, пойду узнаю». Он возвращается и спрашивает у них, что их так развеселило. Коллеги же, на самом деле, смеялись над ним и их смущение от его присутствия и вопроса выдало их. Человек это понял, почувствовал как становится жарко щекам, осознанно внутренне поддержал себя (вдох и длинный выдох), и выразил вербально (вербализировал) свою злость, обозначив при этом чего бы ему хотелось: «Я чувствую злость! Но извинения принимаются», а затем развернулся и начал уходить. Коллегам стало неловко (чувство вины) и, поскольку они не хотели портить отношения с этим классным парнем (раз он это знал о себе (глубинное убеждение о собственной привлекательности), то и другим транслировал, а они улавливали), то решили извиниться (как он им и подсказал) и возместить ему моральный ущерб - пригласить на обед за свой счет. Они пошли за ним, извинились, пригласили на обед, он их простил и все почувствовали облегчение и радость от того, что гибко справились с трудной ситуацией и остались в хороших отношениях.
Надеюсь, мне удалось с помощью этих примеров внести немного ярких красок в умную палитру теории КПТ и на этой ноте завершить ее изложение.
Итак:
3 базовых положения КПТ
1. Мысли влияют на эмоции и поведение.
2. Человек может отслеживать свои мысли и имеет возможность работать над их изменением.
3. Посредством изменения мышления может быть достигнуто желаемое изменение в эмоциях и поведении.
Поэтому:
С чем бы мы с клиентом в КПТ не работали - с мыслями, эмоциями, реакциями (телесными и поведенческими) - эффект от терапии будет распространяться на всё: на мысли, эмоции и реакции (телесные и поведенческие). Работа будет идти комплексно на всех уровнях, потому что они взаимосвязаны, и изменения на одном повлекут за собой изменения на всех остальных. То, с какого уровня клиент будет заходить в терапию, зависит от него самого - с какого будет для него возможно, с того и пойдет. Терапевт следует за клиентом, а не ведет за собой.
